Вы узнаете:

  • Что такое часто задаваемые вопросы, для чего на них отвечать и в чем польза для SEO.

  • Как настроить микроразметку FAQ на странице.

  • Как выглядит контент с микроразметкой FAQ в поисковой выдаче.

Что такое часто задаваемые вопросы, для чего на них отвечать и в чем польза для SEO

FAQ (Frequently asked questions) – список часто задаваемых вопросов по какой-то определенной теме и ответов на них. Такой формат материала популярен на разных интернет-площадках: страницах с описанием сервисов и услуг, в интернет-магазинах, на личных сайтах, маркетплейсах. Инструмент хорош тем, что дает полноту ответа на одной странице. А также помогает объяснить суть сложной услуги, отработать возражения, отстроиться от конкурентов и даже «продать» посетителю страницы цену на товар или услугу.

Сейчас разберем пользу часто задаваемых вопросов с точки зрения SEO.

Какая же польза от блоков FAQ на страницах сайта?

  1. Максимальная информация о новом или сложном для понимания продукте

В случае с новыми или сложными продуктами предпочтительно будет подготовиться и ответить на самые распространенные вопросы на одной странице, чтобы не заставлять пользователей искать информацию в других источниках. Пользователь получает исчерпывающую информацию на целевой странице, не возвращаясь обратно в поиск, и проводит больше времени на вашем сайте.

  1. Полезный контент и расширение семантики на странице

Ответы на популярные вопросы полезно писать на страницах для увеличения «добавочной стоимости» вашей страницы. Если страница помогла пользователю решить его вопрос, то она, соответственно, становится полезной с точки зрения поисковых систем за счет увеличения полезного контента. Также такие блоки позволяют имплементировать дополнительную семантику на страницу.

  1. Привлекательность сниппета в выдаче и увеличение CTR

Если размечать блоки вопросов и ответов структурированными данными, можно получить расширенный сниппет в выдаче Google. Для страниц, которые уже ранжируются на первой странице поиска, это может послужить приростом в трафике за счет увеличения кликабельности сниппета.

Если с первыми двумя пунктами все просто и понятно, то с третьим предлагаю разобраться поподробнее.

В июле 2019 года на конференции Google Dance Singapore была представлена микроразметка FAQ – одна из схем структурированных данных schema.org.

Несмотря на то, что микроразметку представили почти год назад, активно ее использовать в украинском сегменте e-commerce начали относительно недавно.

В большинстве ниш данная микроразметка все еще редко встречается.

Как настроить микроразметку FAQ на странице

Пошаговая инструкция:

1. Несколько способов сбора вопросов

Первое, что нам потребуется – это собрать вопросы и ответы, которые вы собираетесь добавить на страницу. Вопросы можно подсмотреть у конкурентов, еще лучше уточнить у своих менеджеров, которые общаются непосредственно с клиентами, вспомнить собственный опыт, поставить себя на место клиента. Способов много.

Если мы говорим о разметке для SEO, то и вопросы нужно искать непосредственно в поиске. Вбейте запрос в Google и посмотрите, есть ли уже в выдаче блоки с вопросами. Выглядит это примерно так:

Также собрать вопросы можно с помощью плагина SERPbar для Google Chrome.

Плагин собирает вопросы по вашей теме и выводит их в правом верхнем углу, вам нужно только отфильтровать релевантные. Дополнительная ценность плагина в том, что он может помочь найти вопросы сразу и для других страниц.

Отмечу, что блоки вопросов могут выводиться поисковой системой не для всех страниц и запросов.

Если в выдаче уже есть блоки вопросов и ответов, это может быть сигналом для того, чтобы сделать такие блоки на своей странице, пометить их микроразметкой и занять дополнительную часть экрана в SERP.

2. Добавление вопросов и ответов на страницу

После того как вы собрали вопросы, выберите из них четыре наиболее релевантных вопроса и напишите ответы на них. Четыре – это оптимальное количество вопросов, которые выводятся в SERP, так как при большем или меньшем количестве вопросов на странице они могут выводиться не все.

Составление ответов

Ответы также должны быть максимально релевантными контенту странице.

В них рекомендуется указывать ссылки на другие страницы сайта. Например, в вопросе, какие телевизоры самые популярные в 2020 году, можно в ответ добавить ссылки на модели телевизоров.

Визуальные элементы

Также рекомендуется добавление спец. символов (символы Unicode), так как они показываются в выдаче при выведении данных блоков (видно выше на скриншоте).

Добавление вопросов на страницу

Добавить вопросы можно в основной контент отдельным блоком как с выпадающим списком, так и с развернутыми ответами, особой роли это не играет.

Пример того, как это может выглядеть на странице:

  1. Разметка вопросов и ответов

Для того, чтобы наши вопросы и ответы выводились непосредственно в поисковой выдаче, необходимо их разметить структурированными данными в html-коде страницы.

В коде страницы это может выглядеть так:

<script type="application/ld+json"> { "@context": "https://schema.org", "@type": "FAQPage", "mainEntity": [{ "@type": "Question", "name": "Текст вопроса", "acceptedAnswer": { "@type": "Answer", "text": "Текст ответа" } }, { "@type": "Question", "name": "Текст вопроса", "acceptedAnswer": { "@type": "Answer", "text": "Текст ответа." } }] } </script>

Руководство по микроразметке можно найти в официальной справке Google.

Также существуют сервисы, которые автоматически генерируют код разметки.

Необходимо только добавить вопрос и ответ, нажать кнопку и получить сгенерированный код, который можно добавлять на сайт.

Пример такого сервиса FAQ: Page Rich Snippet Generator.

  1. Проверка корректности микроразметки

Не забывайте проверять корректность микроразметки. Для этого используйте инструмент проверки структурированных данных Google или отчеты Google Search Console.

Отдельно можете протестировать как фрагмент кода перед добавлением на страницу, так и страницу с уже добавленным кодом.

Как выглядит контент с микроразметкой FAQ в поисковой выдаче?

Рассмотрим примеры контента с микроразметкой FAQ в выдаче Google.

Те, кто активно ищет технику и девайсы в интернете, могли не раз сталкиваться с такой микроразметкой, так как ее начали активно использовать крупные интернет-магазины и агрегаторы. Ниша достаточно конкурентная и все хотят выделиться, но в итоге… сделал один, остальные повторили.

Десктопная выдача:

В мобильной выдаче это выглядит так:

Оговорюсь, что так дела обстоят далеко не везде. Есть много ниш, в которых микроразметку FAQ до сих пор никто не использует, поэтому она может стать существенным конкурентным преимуществом.

Подводные камни в работе с микроразметкой FAQ

После внедрения блоков FAQ необходимо анализировать их результативность по изменению количества кликов в Google Search Console.

Это касается в большей степени информационных запросов, так как при раскрытии полного ответа на вопрос прямо в выдаче ПС пользователь может не перейти на сайт.

По коммерческим же запросам пользователю нужно перейти на сайт, чтобы совершить целевое действие. А вот сделает ли он это или перейдет на сайт конкурента, зависит в том числе от привлекательности сниппета.

Выводы. Что необходимо учесть при работе с микроразметкой FAQ

  • Вопросы и ответы должны быть уникальными на каждой странице. Не рекомендуется делать одинаковый шаблон для всего сайта.

  • Вопросы и ответы должны быть релевантными и полезными. Хорошо, если они содержат ключевые слова и НЕ вмещают открытой рекламы и запрещенного контента.

  • Вопросы и ответы могут не всегда выводиться в SERP.

  • Данный тип микроразметки больше характерен для информационных запросов (но как видно на примерах, неплохо работает для коммерческих, а иногда даже эффективнее).

  • После внедрения микроразметку рекомендуется перепроверять на корректность.

  • Не забудьте проверить трафик и клики по странице, для которой внедрялась микроразметка.