Мы поговорили с Ольгой Горенко: руководителем киевского офиса UsabilityLab, организатором сообщества юзабилистов UX-Ukraine, конференции UX Camp и идеологом курса «Юзабилити: повышаем эффективность любых сайтов» в нашей академии.

Ольга Горенко: «Не могу сказать, что я вообще есть без юзабилити»

Расскажи о себе в обычной жизни, какая ты без юзабилити?

На самом деле не могу сказать, что я вообще есть без юзабилити, потому что юзабилити сильно внедрено в мою жизнь. Это касается походов в рестораны, сервиса и всего остального. Поэтому, каждая точка соприкосновения с обычным миром проходит через призму того, насколько мне комфортно и удобно выполнять то или иное действие.

Если говорить об эмоциональном, конечно, люблю отдыхать и веселиться. Очень люблю путешествия в новые страны и яхты. Вот прямо сейчас думаю, как сделать так, чтобы в мае поехать в очередную поездку.

Твоя работа накладывает отпечаток на то, как ты общаешься с людьми?

Да, причем страдают все! :)

Так получилось, что круг моих знакомых состоит из топ-менеджеров и выше. Они всегда замотивированы в проверке своего бизнеса со стороны. К примеру, когда я сталкиваюсь с неправильным ценником, с не комфортным обслуживанием, открытым меню, скатертями, неправильной подачей и раскладкой товаров в магазине и прочего — я им все время об этом сообщаю.

Конечно, я иногда чувствую себя вредной, но раз мне говорят спасибо, видимо это хорошо. Потому что цель у нас одна — чтобы мир, в котором мы живем, был удобен.

Ольга Горенко: «Не могу сказать, что я вообще есть без юзабилити.»

Тебя, как руководителя киевского офиса UsabilityLab знают многие. Какой путь ты прошла до «UsabilityLab», чем ты до этого занималась?

До «UsabilityLab» у меня жизнь делится в целом на оффлайн и онлайн периоды.

Оффлайн — это время после университета, где я получила профессию инженера-радиотехника по охранным досмотровым системам. Работала почти по своей профессии, продавцом систем охранного телевидения. Уже тогда я занималась проектированием, но направленным больше на продажи и построение дилерских сетей.

Потом наступила эра онлайна, появилась возможность поменять что-то в своей жизни. На протяжении года я руководила стартапом. После стала директором веб-студии в крупном холдинге. Позже, познакомившись с юзабилити и Дмитрием Сатиным, началась жизнь с «UsabilityLab».

Получается юзабилити ты выбрала не случайно? Все шло от проектирования охранных систем к проектированию сайтов?

Проектирование в моей жизни было всегда. Это я поняла постфактум.

Для проектирования охранных систем клиент мог позвонить и сказать, что нужно быстро подобрать камеру. И нам достаточно было обсудить помещение, чтобы я могла предложить максимально подходящий продукт для него.

Касательно юзабилити однозначно это было не случайно. Придя в сферу интернета и it-технологий, первую книгу, которую я прочитала – о юзабилити в мире Якоба Нильсена.

Это было тогда, когда о юзабилити я еще ничего не знала.

Скажу откровенно, мне повезло с командой, которая помогала смотреть на создание любого продукта сквозь призму потребностей пользователя. Поэтому где-то года 2-3 до прихода в Украину «UsabilityLab» и создания сообщества UX-Ukraine были определенные шаги, которые были по пути к этой сфере.

Ольга Горенко: «Не могу сказать, что я вообще есть без юзабилити.»

Расскажи о UX-Ukraine, почему появилась необходимость в создании такого сообщества почему этим занялась ты?

Да не было никакой необходимости. Как обычно все решилось во время посиделок в баре. Это старая история, которую мы повторяем, как мантру и до сих пор проверяем, есть ли в выдаче пост с ней.

Тут определенно заслуга Вовы Сахарова, который решил собирать юзабилити-специалистов и людей которые занимались одним родом деятельности, но не знали друг друга. В один прекрасный момент нас собралось человек 10 которые хотя бы знали такое слово. Мы все присматривались друг к другу, спорили и не понимали, что вообще здесь происходит.

На тот момент я не работала и не знала чем заняться, но увидела, что есть достаточное количество людей заинтересованных в хорошем продукте, так почему бы их не объединить. У нас тогда с Андреем Онофрейчуком уже был блог Usemenot.com.ua, который успешен и по сей день.

Организовывать (создавать) — это наверное то, чем я люблю заниматься. В сфере юзабилистов не было ярких представителей, кто мог бы взять на себя чудо ответственность организации сообщества. Я и решила, что раз делать нечего, можно пробовать.

Так что, по большому счету все это абсолютная случайность и начиналось в достаточно сильном хаосе. Первая встреча — 17 человек, некоторые meetup`ы у нас проходили в 30-40 человек, некоторые в 2-3. Это был сложный этап, иногда даже с небольшими перерывами. Стабилизировалось все с проведением первого Camp`a, мы собрали 100 человек и поняли, что есть люди и есть смысл развиваться дальше.

Ольга Горенко: «Не могу сказать, что я вообще есть без юзабилити.»

Тебя наверное часто спрашивают: «Что такое юзабилити?». Как ты отвечаешь на этот вопрос?

Это мой любимый вопрос. Я всегда стараюсь придумать на него какой-то новый ответ.

Мой любимый ответ, юзабилити — это то, что мы не замечаем. По факту, продукт нашей деятельности не должен быть заметен для конечного потребителя. В стандартном определении есть ключевые словосочетания:

«определенный человек, решает определенные задачи, в определенном контексте».

Зная эти три составляющие: мы знаем кто, что хочет сделать, где он будет находиться — мы можем создать условия, в которых человек вполне комфортно себя чувствует. Если это получилось, значит, мы создали хороший продукт!

Один из таких понятных примеров — это решетки на выходах метрополитенов, в которых застревают женские каблуки.

Если спроектировать решетки, в которых они не будут застревать — люди будут ходить счастливыми.

Когда женщины будут ломать каблуки и оставлять в решетках туфли, они начнут испытывать раздражение и разочарование. В этот момент они просто ругаются, не задумываясь, кто это сделал.

Но, как только решетки станут удобными, они очень быстро забудут, как было раньше и просто будут свободно передвигаться по миру.

Так что, юзабилити — это некая наука, которая помогает человеку комфортно существовать в этом мире.

Вы работаете только с украинскими клиентами или и с западными тоже? Если да, то сильно различаются понятия о юзабилити у нас и у них?

Понятия юзабилити не различаются. Наша компания следует всем мировым канонам: американским и европейским.

На UX Camp мы привозили несколько человек из Европы и США. Я объясняла им, каким хочу видеть их доклад и почему. Они меня понимали и поддерживали, ведя свои доклады именно о том, что я хотела донести до украинских специалистов.

Прямых зарубежных клиентов у нас еще не было. Правда, были проекты ориентированные на США.

Единственное отличие в том, что мы всегда знаем — там нужно бить гарантией, сертификатами, возвратами и.т.д. При этом им достаточно штампа «бесплатная гарантия» или «98% качества» для доверия. Украинский пользователь требует больше перепроверок и доказательств.

В целом наука одна, основы повторяются во всем, но накладывается ментальность людей.

Ольга Горенко: «Не могу сказать, что я вообще есть без юзабилити.»

То есть украинского пользователя сложнее убедить?

История другая, восприятие продукта другое и конечно наш пользователь и по сей день, менее доверчив к тому, что происходит.

У американского пользователя не было школы советского союза. :)

Как ты начала преподавать?

В пятом классе заменяла учителя. :)

Неожиданно, я думал сейчас будет очередная история про бар.

Не знаю, как сейчас в школах, раньше если отсутствовал преподаватель, то на замену ставили старшеклассника. Как минимум нужно было, чтобы школьники сидели тихо и что-то делали, как максимум если кто-то мог предоставить какую-то информацию.

Я очень любила заменять уроки, это была такая комфортная форма прогула своих уроков. Поэтому начиная с пятого класса, я заменяла уроки у младших классов и помню даже когда выпускалась, первоклашки, которые доросли уже до пятого-шестого класса приходили ко мне на линейку с цветами, фотографировались. Это было очень здорово.

Юзабилити: повышаем эффективность любых сайтов

Получается у тебя был свой день учителя?

Да, у меня был свой день учителя :)

Преподавать я любила всегда. Скорее даже делиться знаниями и своим мировозрением, своим образом мышления, тем, что ты считаешь правильным и хочешь донести другим людям.

Я очень уважаю других коллег, которые начитывают по юзабилити. Но я всегда спрашиваю, с кем я буду стоять на одной сцене, если это какой-то семинар. Я однозначно не стою на одной сцене с теми, кто не разделяет наши принципы, которые являются общепринятыми в СНГ, в Европе и Америке.

Очень люблю делиться с людьми основами, поняв которые они смогут применять знания на конкретных примерах и применять в своих продуктах. Поэтому любой мой доклад всегда с какой-то долей философии и с сильным упором на понимание того, как надо двигаться сегодня, завтра и через год.

Доклады, конференции и в целом преподавание — это для тебя хобби или все-таки часть работы?

Хороший вопрос:) Потому что, я забыла, каким словом это назвала для себя.

На самом деле одной из моих детских мечт было построить свою идеальную систему образования. Не знаю, что я вкладывала в это понятие, когда мне было 12 лет. Но четко понимала, что люди должны обучаться по другому принципу.

Создание собственной системы образования стоит уже много лет в моих целях и WebPromoExperts, спасибо вам, частично помогли ее реализовать.

Поэтому хобби — нет, часть работы в том контексте, в котором ты спрашиваешь — все-таки тоже нет. Все же, это основной продукт моей жизнедеятельности, это то, что мое, то чем я всегда хотела заниматься.

Бизнес как таковой очень важен, но бизнес нацелен на получение прибыли, а образование, это некая моя личная реализация.

Значит все-таки больше для удовольствия?

Все же для реализации себя, своего внутреннего я.

Удовольствие я получаю и в бизнесе, и в общении, и в проведении семинаров, и от конференций.

Ольга Горенко: «Не могу сказать, что я вообще есть без юзабилити.»

Есть какие-то основные принципы, которых ты придерживаешься в процессе обучения?

Безусловно. Всегда стараюсь взаимодействовать с людьми. Не верю, что пока человек не проговорит что-либо самостоятельно, что он хорошо запомнит или правильно применит.

На самом деле у нас же продукт как называется? Проектирование взаимодействия.

Поэтому взаимодействие это один из самых любимых процессов в моей жизни. На каждой своей лекции или докладе я стараюсь взаимодействовать с людьми, это очень важная составляющая для глубокого понимания, даже самого маленького кусочка материала.

Второе, я очень люблю практические семинары, воркшопы и прочее. Если поставить передо мной выбор прочитать лекцию или провести воркшоп, я выберу воркшоп.

И третье, я не люблю говорить в какой цвет надо перекрасить кнопочку, я люблю давать основы, получить от человека подтверждение, что он понял о чем я, и впредь справится с кнопочками самостоятельно.

Какие основные сложности возникают у людей в процессе обучения, когда с ними работаешь ты? Наверное, за все время работы с преподавателями, уже собрался список вопросов, которые чаще всего задают?

На самом деле трудность всегда одна и та же — люди сразу ожидают волшебство.

Одни из первых клиентов, к которому я пришла, почему-то ожидали, что приедет Дмитрий Сатин. Они мне тогда в конце встречи так и сказали: «Мы ждали, что придет Дмитрий, взмахнет рукавом и произойдет чудо».

Когда наш клиент сталкивается с нами в работе, то он понимает, что чудес не бывает и что 50% нашей работы это анализ, общение, перепроверка данных, статистика, цифры, скрупулезное написание персонажей и алгоритмов поведения человека, взаимодействия с продуктом.

Чтобы дойти до того момента, когда можно будет сесть и увидеть то волшебство, которое мы делаем — надо пройти вот этот огромный этап аналитической работы.

Аналогично происходит и со студентами. Приходя на первое занятие, они ожидают, что мы сейчас сядем, откроем экраны, начнем двигать кнопки, и сразу все станет красиво и понятно.

В нашей академии ты уже дважды проводила курс по юзабилити. По твоим ощущениям сильно отличаются группы?

Да, группы абсолютно разные. К примеру, вторая группа всегда делала домашнее задание, чего я не ожидала. :)

Она иначе воспринимала информацию, это тот момент, когда преподаватель очень переживает и понимает, что надо поменять программу. Я пришла с той программой, которая была на первом курсе и поняла, что достигнуть цели эффективного обучения и результата в конце можно только изменив программу. Буквально после второй лекции нужно было менять что-то и в подаче материала, и в модулях.

Наверное, причина по большому счету одна и она кроется в определении юзабилити. Есть определенные люди, у которых есть определенные задачи, свои ожидания от курса и очень важная часть любого курса, семинара, воркшопа и.т.д. спросить, что люди ожидают от тебя получить.

Тогда ты на ходу перестраиваешь все то, что у тебя есть в голове, раскладываешь по другим папочкам и подаешь именно так, как ожидают слушатели.

Юзабилити: повышаем эффективность любых сайтов

То есть ты подстраиваешься под учеников?

Конечно. Обязательно надо подстраиваться под учеников. Те основы, на которых мы работаем, создаем интерфейсы для людей — мы спрашиваем, выясняем их ожидания и после этого мы понимаем, что им подать.

Поэтому с началом каждого курса я спрашиваю, что хотят получить люди и стараюсь удовлетворить их потребности.

Что чаще всего ожидают получить?

Первое слово пришедшее на ум было — волшебство, о котором я уже говорила.

Как ни странно люди не ожидают получить одно и то же. Особенно, если говорить о курсах WebPromoExperts. Меня поразило, насколько за короткое время между двумя наборами разнились цели людей.

Глобально, конечно у всех стояла задача сделать свой продукт лучше, удобнее для людей.

Кто-то хотел сделать один свой продукт, свой бизнес или понять какие задачи ставить программистам, а кто-то хотел стать менеджером веб-студии и понимать, как сделать большое количество сайтов.

Глобальная цель на самом деле не разнится, в отличие от локальных. Я рада, что все меньше людей приходит за тем самым волшебством: «что сделать с этой кнопочкой, чтобы завтра было в два раза больше денег».

Как тебе кажется, на момент сдачи экзамена, те ожидания которые были в начале курса, они оправдались?

У тех, кто пришел на экзамен — однозначно, да.

Я была поражена еще на первом курсе тем результатом, который ребята предоставили на экзамене, я поняла, что это была правильная инвестиция времени. Было порядка десяти человек, которые однозначно достигли результатов.

Результаты, которые я видела, оправдали мои ожидания. То воодушевление, с которым они презентовали, как они их оформляли — говорит мне о том, что они были довольны собой.

На втором курсе у меня было волнение, как все пройдет и будет ли все также хорошо, как в первый раз.

Результат, который представили ребята, кардинально отличался. Правда, у них и задание было немного другое, но суть осталась идентичной. Они абсолютно иначе подошли к решению задач, к оформлению презентаций и это было на достаточно высоком уровне.

Я поняла, что предыдущие семь лекций люди слушали меня, делали выводы и в итоге получили новые знания, которые повлияли на их видение.

Внутри UsabilityLab есть какие-то курсы для сотрудников? Как у вас построено обучение?

К сожалению, я не могу сказать, что обучение у нас стоит на высоком уровне. Возможно одна из причин это то, что UsabilityLab Украина — это компания сделанная на коленке.

Первые проекты я делала дома, буквально с ноутбуком на коленках.

Сотрудники появлялись хаотично и поэтому именно описанной четкой программы обучения, по которой учится персонал — нет.

Как управляющий бизнесом, я придерживаюсь одного определенного принципа: важно научить несколько человек и научить их учить других. Каждый новый стажер, который появляется в нашей компании, помимо теоретических материалов, которые ему предоставляются: библиотеки, база знаний и прочее — имеет команду из пяти-шести человек и своего куратора.

По большому счету основная система обучения — это быть кинутым в живой проект с куратором, который будет шаг за шагом обучать. Эта история складывается с самого первого человека, которого я обучала точно также.

У нас есть и база мероприятий, которые мы посещаем, литературы, ссылок, паттернов и всего остального, что может быть полезно для учебы и работы.

Есть определенное время, выделенное на обучение, которое распределяется по дням или по часам — кому как комфортно. Есть мероприятия по обмену опытом.

Наши друзья и бывшие сотрудники, перешедшие на работу в другие компании, приходят в гости потренироваться со своими докладами.

Так что не могу сказать, что у нас есть выстроенная система обучения и ввода в компанию людей, но то, что есть — работает.

По сути у вас каждый сотрудник проходит проверку боем?

Да, я считаю, что это самой лучший результативный вариант.

Наверное, каждый руководитель учит так, как приходилось когда-то учится ему. Схема работает, черт побери! :)

Юзабилити: повышаем эффективность любых сайтов

Что можешь пожелать ученикам прошлых и будущих наборов на курс юзабилити в нашей академии?

Чтобы учеба в Академии интернет-маркетинга «WebPromoExperts» не была такой штукой, как пишут в резюме: «Я прошел курс ораторского мастерства, еще я прошел курс юзабилити, а еще я прошел курс программирования или еще чего-нибудь».

Будущим студентам однозначно скажу, что не стоит приходить, если результатом курса будет только галочка в резюме, о которой я говорила выше.

И начинали посещать хотя бы наши семинары, meetup`ы, приходили на UX-Camp.