На прошлой неделе вместе с экскурсией по главному офису «Яндекс», Антон Воронюк успел побывать и на экскурсии в офисе центра онлайн-образования «Нетология». Кроме фотографий офиса наших друзей и партнеров, Антон привез интервью с операционным директором, Юлией Завдовьевой. Разговор получился интересным и затронул темы актуальных в данный момент направлений обучения интернет-маркетингу, технологий дистанционного образования и о том, как мотивировать себя, когда учишься в онлайне.

В гостях у «Нетология» или как получить максимум пользы от дистанционного обучения

Юля, привет! Расскажи, пожалуйста, с чего начиналась «Нетология»? Как вы пришли к тому, что делаете сейчас? Как вы оцениваете свое место в образовательной сфере в интернет-маркетинге?

«Нетология» началась с очного обучения. Мы проводили с десяток семинаров по интернет-маркетингу и электронной коммерции. В тот момент мы мечтали о том, что у нас будет большой учебный центр в котором мы могли бы проводить не 10, а 30 семинаров.

Но, спустя полгода, вместо ожидаемого роста групп и запуска новых тем мы увидели резкое снижение посещаемости. Часть семинаров пришлось и вовсе отменить. Этому было объяснение — рост количества бесплатных мероприятий, которые проводились интернет-компаниями в целях образовательного маркетинга. Конкурировать с бесплатными продуктами было бессмысленно.

Мы с Юлей Спиридоновой еще на первых этапах работы хотели запустить пилотный дистанционный курс, поэтому возникшая ситуация ускорила это решение. Уже в октябре 2013-го года мы запустили новый продукт, который получил название «онлайн-интенсив». Мы довольно быстро собрали группу из 30 человек, причем без особых маркетинговых активностей.

Оценив успешный опыт, мы запланировали еще несколько наборов и стали разрабатывать новые программы. Сегодня у нас 6 программ, которые проходят с периодичностью раз в 2−3 месяца. Но интенсивы тоже оказались продуктом, который сложно масштабировать. Слишком много завязано на человеческом факторе и неустойчивых технологиях. Поэтому мы всегда размышляли о том, как его можно оптимизировать. Например, мы пытались давать теорию в записи, а практику — в формате вебинара. Идея оказалась неудачной: мы забрали у студентов ценную возможность задавать вопросы в ходе прослушивания, а до практики многие студенты не доходили. Пришлось все откатывать к прежнему, работающему формату. Зато у нас остались классные записи, оборудованная студия и талантливый видеопродюсер. Именно это стало фундаментом нашего нового продукта — интерактивных курсов. Мы запустили их в декабре 2014 и активно развиваем сейчас.

Интерактивные курсы — это проект про непрерывное обучение. Здесь наша миссия в том, чтобы помочь уже «сложившимся» специалистам профессионально развиваться.

Мы даем им удобный инструмент решения рабочих задач.

В гостях у «Нетология» или как получить максимум пользы от дистанционного обучения

Можешь поделиться результатами проекта? Он нашел свою аудиторию?

На сегодняшний день у нас 1200 оплативших подписчиков. Это с учетом, что мы до текущего момента особо не привлекали аудиторию к этому продукту, в приоритете было наработать базу курсов.

Расскажи коротко про процесс разработки такого курса.

В команду интерактивного курса входит продюсер, методист, дизайнер и видеопродюсер. Продюсер отвечает за поиск авторов, логику курса, помогает автору формализовать свои знания, координирует весь процесс разработки. Методист подключается на этапе подготовки сценария курса и проектирует практическую часть. Дизайнер приводит весь материал в вид, который удобно воспринимать с экрана. Параллельно работают ребята из видеопродакшна, которые записывают видео курса с преподавателем. Чему хотят учиться пользователи? SEO и SMM?

Три наиболее популярных курса: «Основы контекстной рекламы», «Основы маркетинга в социальных сетях» и «Основы веб-аналитики». По SEO есть несколько курсов и они тоже хорошо идут.

В гостях у «Нетология» или как получить максимум пользы от дистанционного обучения

Кто учится на интерактивных курсах? Это бизнес, который хочет освоить интернет-маркетинг или все-таки специалисты, желающие развиваться в профессиональной плоскости?

Я бы сказала 50/50. Причем со вторыми работает следующая цепочка: будущий специалист получает системные знания на онлайн-интенсивах, а дальше идет прокачивать уже конкретные навыки на интерактивных курсах.

В гостях у «Нетология» или как получить максимум пользы от дистанционного обучения

Куда вы будете развивать свои продукты?

Наша глобальная цель — создать инструмент, который поможет специалистам получить ответ на любой рабочий вопрос. При этом мы перестали смотреть только на интернет-профессии и стали разрабатывать курсы еще и по популярным бизнес-навыкам. Это курсы по управлению персоналом, финансам, продажам, личной эффективности.

Параллельно мы двигаемся в сторону B2B: прямо на днях откроем корпоративный доступ к интерактивным курсам.

В основе корпоративного доступа, получается, лежит онлайн-платформа, которую вы предоставляете?

И онлайн-платформа, и библиотека курсов. Компания подключает сотрудников к сервису. Руководитель может назначать курсы и контролировать процесс обучения: какие курсы проходят студенты, с каким успехом прошли или бросили. У нас есть понимание, в какую сторону развивать платформу, но и уже сейчас это готовый инструмент для малого и среднего бизнеса.

В гостях у «Нетология» или как получить максимум пользы от дистанционного обучения

К вопросу о контроле: как вы заставляете студентов учиться? Какие есть рычаги мотивации? При дистанционном обучении всегда сложнее заставить себя что-то делать и не пропасть, даже если ты заплатил деньги.

Всегда самое важное — это качество продукта. Если его нет, то какими бы инструментами ты не пользовался, какой бы у тебя не была геймификация, никто не будет проходить твои курсы. Поэтому в первую очередь это зависит от содержания, звука, видео, оформления.

Второе — это подача материала. Важно давать его порциями. Среднее время, в которое тебя никто не отвлекает, — это 10−15 минут. То есть оптимальная длительность одного видео, в течение которого ты держишь фокус, должна быть не более 15 минут.

Чтобы мотивировать к переходу в следующую часть курса, а не в Facebook, после каждого занятия мы задаем вопросы на понимание и усвоение материала. Так мы переключаем внимание. Еще пользователи получают баллы за правильные ответы и соревнуются в рейтинге студентов. И, конечно, по выполнению всех тестов мы даем сертификат.

В перспективе у нас появится социальный модуль, система геймификации и новые типы практических упражнений.

В чем ты видишь растущий тренд по курсам? Что становится актуальным сейчас и в дальнейшем будет важно для студентов? Есть направления интернет-маркетинга, на которые сейчас идет повышенный спрос?

Уже второй год мы учимся считать. Ключевой вопрос — это определять что работает для твоего бизнеса, что нет, во что стоит вкладывать и какие метрики отслеживать. Ну и к сфере Big Data очевидно любопытство.

И напоследок, несколько фотографий из офиса «Нетологии». Отдела создания обучающих материалов за работой.

В гостях у «Нетология» или как получить максимум пользы от дистанционного обучения

А в офисах каких компаний хотели бы побывать вы?