От редактора: В этом сезоне новый формат публикаций: авторские колонки. Представаляем Екатерину Кушнир — автора и редактора с восьмилетним стажем. Если формат вам нравится, дайте нам знать любым способом: шер, комментарий:)

Как это — редактировать тексты?

Хороший автор — тот, кто умеет писать, хороший редактор — тот, кто умеет исправлять чужое. Мне часто говорят, что никто не любит переделывать за другими. А это и есть 90% работы редактора. Увидеть и исправить ошибки, помочь придумать идею, направить автора в нужную сторону. 

Чаще всего редактура — это взять сырой текст и сделать из него работающий и красивый. Было месиво из разрозненных фактов — получился материал с логичной структурой. Был бесполезный набор букв — разобрались, где польза для читателя, и показали её. 

Правки в авторские тексты я обычно вношу в три круга:

1. Оцениваю пользу и формат. Во-первых, смотрю, а стоит ли читать этот текст? Не пишем ли мы о том, что уже сто раз написано, не будет ли читателю скучно. Есть ли в статье полезные советы, можно ли ее применить на практике. Если это развлекательный формат, важно насколько он выполняет свою задачу. Во-вторых, соответствует ли текст формату издания или блога, его редполитике. 

Польза для читателя и формат издания — два главных кита. Если текст бесполезен либо неинтересен аудитории площадки, не соответствует ее правилам — в большинстве случаев его нужно переписывать. Все остальные погрешности можно исправить.  

2. Смотрю структуру — это очень важный пункт. Логика подачи информации, последовательный переход от одного блока текста к другому. Прыгает автор туда-сюда, с мысли на мысль — читатель не сможет быстро понять, о чем статья. Он будет терять ход повествования, не разберется, где та информация, которая ему важна. Согласитесь, мы не часто внимательно читаем каждое предложение статьи, чаще всего выхватываем то, что интересно именно сейчас. Поэтому без четкой структуры выше риск, что страницу закроют, а текст не дочитают. 

3. Проверяю факты. Любой человек может что-то перепутать. Важен фактчекинг. Нельзя работать с темой, опираясь только на то, что доступно в интернете, без собственных знаний или доступа к экспертам. В идеале, чтобы не было фактических ошибок, автор должен разбираться в теме, редактор должен разбираться в теме и в компании должен быть эксперт, к которому можно прийти со сложными вопросами. Либо есть вариант искать стороннего эксперта и брать информацию у него. 

Эти три пункта — самые главные. Орфографические ошибки, к которым любят цепляться критики в интернете — мелочи. Их, как правило, исправляют корректоры, а не редакторы. 

Пара опечаток не сделают текст хуже, не сделают его неработающим, большинство людей их просто не заметит. Я не говорю о тотальной безграмотности, когда человек пишет «карова» или не может правильно построить предложение. Конечно, такому не стоит идти в авторы или редакторы. 

Грамотность важна. Но случайные опечатки — не такая большая проблема. Польза, структура и правильность фактов намного важнее. Даже на 100% грамотный, но неструктурированный, неинтересный, лживый текст либо не будут читать, либо он будет вредным для издания или блога. 

Для редактуры нужно больше концентрации на тексте. Не получится увидеть в плохом материале хорошее и перестроить его, если есть сильная усталость, не работает голова или мысли заняты другим. Редактура — тренировка осознанности, погружения в текст. Это интересно и сложно, потому что хорошо работать на автомате не выйдет.

Советы редактора

 

1. Редактура — правка чужого. Вся слава часто достается автору, а вы, как серый кардинал, находитесь за его спиной.

 


2. Самое важное в тексте — польза для читателя, соответствие формату издания и логичная структура. 

 


3. Грамотность важна, ошибки надо исправлять, но если вы случайно опечатались — это не смертельно. 

 


4. Не забывайте о проверке фактов и поиске экспертов. Мало кто из авторов самостоятельно способен написать экспертный текст.