Кроме Виктора Карпенко на iforum нам также удалось пообщаться с Денисом Каплуновым, одним из известнейших копирайтеров в Украине, автором трех бестселлеров и блога «Копирайтинг от А до Ю». Основатель «Студии Дениса Каплунова».

Тема твоего доклада была «Контент-маркетинг — не эгоист» и в вопросах после выступления, слушатели спрашивали, является ли контент “королем”. Так все-таки, что такое контент и какое его значение в интернет-маркетинге?

Контент — это современный синоним к слову информация. То есть —

это те сведения, которыми мы делимся со своей аудиторией. Как я говорю — это портфолио нашего интеллекта, а также наших профессиональных навыков. Сейчас, большая часть контент-активности сводится к написанию продающих текстов, в которых мы сами себя расхваливаем, говорим о том, что мы умеем делать, какие мы все классные.

По большому счету для аудитории, все это просто слова. Для того, чтобы мы могли на деле показать, что это не просто слова, параллельно с нашим продающим контентом мы создаем информационную волну сведений, в которой мы говорим о том, как мы это делаем. Мы даем рекомендации людям, как решить свои вопросы, добиться поставленных целей и возможно, как уйти от каких-то ошибок в будущем. По качеству наших рекомендаций, по их глубине и ситуации актуальной конкретной аудитории, они уже способны сформировать вывод, является ли наша система, наша модель, наш подход к работе для них приемлемыми.

Они оценивают и по тому, как мы говорим, и по тому, о чем мы говорим. Мы рассказываем, как можно что-то сделать. И это вызывает доверие. Люди такой информацией любят делиться, параллельно мы собираем адвокатов бренда, формируем достаточно лояльную целевую аудиторию, также создаем аудиторию рекламных агентов.

Хорошего контента сегодня мало. Полезного контента еще меньше. Потому что польза она одна у всех — качество. И если мы сейчас эту волну запускаем, то, в принципе, вы можете сами посмотреть, кто сегодня более активные игроки на рынке контента и кто сегодня в трендах.

Эти компании и этих людей все знают, они сегодня везде выступают, их везде приглашают, у них посещаемые ресурсы, причем везде, как в социальных сетях, так и в блогах. Следовательно, благодаря контенту мы просто делаем параллельную проекцию нашего профессионализма . Это инструмент.

Король — это слишком громко, но тем не менее, это очень важно.

Твоя новая книга стала не менее популярной, чем предыдущие работы. Уже начата работа над следующим бестселлером?

Да. Начата. Я буквально недавно в социальных сетях писал об этом. Вообще в планы очень сложно вставить написание книги. Обычно это все так: посетило что-то и ты потом это материализуешь. Если быть предельно откровенным, когда я издал третью книгу, в планах было отдохнуть. Особенно если приходится сидеть и думать, что же еще написать, когда...

Денис Каплунов: «Король — это слишком громко, но тем не менее, это очень важно.»

И так все уже написали?

Не то, чтобы все. Но делать, как некоторые авторы аналог такого же продукта, может быть более узкой ниши или специфики, я не хочу. Может лучше время потратить на другие полезные дела, пока тебя не посетит идея.

Вот буквально месяц назад, я заставил себя пересмотреть некоторые подходы и родилась идея написания книги с рабочим названием «Бизнес-копирайтинг. Как писать серьезные тексты для серьезных людей».

Аналогия возникла просто в повседневной жизни, общение в социальных сетях. По большому счету текст, кто бы его ни писал, где бы он ни публиковался и какую бы цель он ни преследовал — это элемент, который формирует первое впечатление о компании, о клиенте.

И, что бы Вы не обещали в своем тексте, если он не формирует нужное впечатление, правильный имидж, не говорит о серьезности, да никто Вам никогда в жизни не поверит.

Я в этой книге покажу десять точек, которым должен соответствовать текст, и по каждой точке распишу все тонкости, все подробности. Вот буквально сегодня, у меня был свободный час и я набросал первую страницу для вводной части.

То есть работа ведется, я постоянно в дороге, и если есть немного времени (ожидание в аэропорту или в самолете), это время можно использовать во благо.

Вот так вот книги у нас и пишутся, в дороге. Дамир Халилов тоже рассказывал, как свою писал книгу “Маркетинг в социальных сетях” в самолетах и аэропортах. Мы друг друга понимаем.

Так вот в чем секрет написания бестселлеров? Надо летать на самолетах!

Ездить, летать… На самом деле не знаю ответа на вопрос, что нужно сделать, чтобы начать писать книги. Прежде всего желание, понимание, что ты делаешь и цель, наверное.

«Как сделать книгу бестселлером» — возможно, это будет моя книга где-то в далеком будущем. Нужно как минимум пять бестселлеров, тогда уже можно о чем-то говорить. Пока у меня три книги, три бестселлера и буду стараться дальше.

Главное писать книги, которые систематизируют прежде всего твой мозг, потому что, все, что находится у нас в голове, это в принципе небольшой хаос, который выстреливает звонкой идеей только по необходимости. Когда мы это структурируем, систематизируем, переносим на бумагу, тогда нам самим проще работать.

Я свои книги сам открываю. Зачем мне что-то вспоминать, если я это уже написал? Когда ты делаешь контент (у меня даже есть слайд для одного выступления) где я пишу последние слова: «Контент должен быть каким? Как для себя!".

Вот когда ты пишешь, как для себя, если ты считаешь себя капризным читателем, который вечно всем недоволен, то ты сам себя дисциплинируешь выдавать такой же контент. На самом деле, грех этим не делиться, потому что вопрос не только в понятии, но и в реализации.

Ты выступал на потоке «Реклама и продвижение в условиях стрессовой экономики», последние события в стране, кризис, как-то повлияли на на работу студии, на количество заказов лично Денису Каплунову? Может из-за всех этих событий рынок начал смотреть в сторону менее известных и более дешевых копирайтеров или все-таки продолжают работать в прежнем режиме?

Знаешь, вот буквально, когда пошли первые смутные волны, какие-то предпосылки (я после 7 лет работы в корпоративном бизнесе сразу чувствую, что чем пахнет), были такие мысли, что будет спад в работе.

Причем мы начали продумывать другую модель работы. Но так и не внедрили, потому что в ней не возникло необходимости. Я даже скажу, что наоборот, в предыдущем месяце был прирост больше, чем в месяцах до него. Есть даже определенный рост. Буквально вчера, когда я добирался на конференцию, прямо в пути общался с тремя новыми клиентами.

Относительно более дешевых копирайтеров. Как говорится: «копирайтер зарабатывает столько, сколько он сам заслуживает», но, когда ты работаешь на определенном уровне, ты общаешься с такими же уровневыми заказчиками.

Сейчас, когда к нам обращаются новые клиенты — зачастую это очень подкованные, серьезные люди, у которых серьезный бизнес, с которыми ты можешь говорить на одном языке, оперируя теми же понятиями, которые вы оба понимаете.

Если обратиться к дешевому копирайтеру, который не может себя продать дорого, как он сможет продать дорого продукт своего клиента? И мудрые люди это понимают.

Все постепенно. Я вообще начинал со смешных гонораров, таких, что сейчас даже озвучивать не хочется. Если мужчина не развивается, он не интересен, прежде всего для окружающих и для себя в том числе.

Что касается конкуренции со стороны дешевых копирайтеров — нам не страшно.

Денис Каплунов: «Король — это слишком громко, но тем не менее, это очень важно.»

Вопрос в том, не ушли ли клиенты? Не стали ли они больше экономить?

Не было даже предложений от наших действующих клиентов снизить цену. То есть у нас в основном вопрос звучит так: «Нам необходима такая-то работа. Когда вы сможете приступить? И сколько это займет времени?».

А, относительно того, что люди просят… Мы работаем с теми, кто относится к текстам как к инвестициям, но не как к затратам. Я могу понять клиентов, которые платят действительно серьезные деньги и в ответ они получают то, что не приносит им деньги, тогда конечно, стоит ли оно тех гонораров, которые ты просишь?

Но, когда все происходит наоборот, когда человек вкладывает в тебя, к примеру, 1000 USD, а зарабатывает 14 000 USD, то в следующий раз он даже не подумает торговаться.

Поэтому здесь все зависит от уровня и от эффективности. А у нас рынок такой, что все только на результате и держится. Наличие постоянных клиентов и повторных заказов показывает, что тексты работают.

Просто мы сами тоже развиваемся, следим за рынком, изучаем последние тенденции маркетинга, бизнеса, уже начинаем осваивать конкурентную разведку. Копирайтинг — это же не просто сел и написал. Как я говорил во время выступления: «тексты, копирайтинг — это то, что ты делаешь в голове, а потом уже на бумаге». Вот и все.

Ты слушал какие-то доклады? Может еще планируешь на кого-то успеть, или цель конференции — это все-таки общение, а не доклады?

Я частично послушал доклад Виктора Карпенко, потому что это наш клиент и наш партнер, мне было интересно послушать. И частично послушал доклад Антона Воронюка.

С другими спикерами я не настолько был знаком. Хотел послушать доклад Андрея Чеботарева, который выступал сразу после меня, но пришлось уделить внимание читателям, зрителям, слушателям, подошедшим ко мне после выступления. В большинстве тем, которые освещались, я не увидел для себя актуальности — это один момент. С другой стороны, просто сложно было даже попасть туда, потому что, как только зашел в зал — общаешься с людьми, просят записать видео, просят дать интервью, просят побеседовать, подписать книгу, оставить сотруднику-копирайтеру какое-то напутствие и так далее.

Встретил других знакомых — у нас были точки соприкосновения и мы обсудили какие-то будущие проекты. Вот буквально, ты сам только что видел, мы начали общаться и подошел человек, попросил поговорить. Взял номер моего телефона, чтобы набрать когда я освобожусь. И вот так целый день.

По большому счету, многие люди приезжают сюда для того, чтобы завести новые контакты, встретить старых знакомых, а там уже, как говорится, чей доклад интересен показывает не конкретный человек, а количество слушающих людей в зале. Кто слушает, тому и интересно, поэтому, я думаю, главное, чтобы все участники получили от мероприятия то, с чем они туда приходили.

А я это получил, и я уверен, что в следующем году, мы будем все это и дальше развивать.

Какие впечатления у тебя остались от конференции?

Впечатления? Если из плохого — очень плохой интернет. Для меня было большой загадкой, как это на самом крупном мероприятии в Восточной Европе мобильный интернет на телефоне работает в 4 раза быстрее, чем wi-fi. Но здесь не будем забывать, что технически было бы нецелесообразно и очень затратно оборудовать такое огромное помещение высокоскоростным интернетом. Говорят, было 5000 посетителей. Представляете, что такое качество связи, когда одновременно в Интернете через точку Wi-Fi работают, скажем, 1000 человек.

На самом деле мне очень понравилось. Понравилась прежде всего аудитория.

Потому что были такие осмысленные люди, у которых есть конкретные задачи, у которых есть конкретные вопросы, не поддевки и троллинг, а именно конкретный вопрос, над которым можно поломать голову.

Это развивает, это интересно. Мы все общаемся, чтобы становиться лучше. Каждый знает что-то, чего не знают остальные. Неинтересных людей нет. Мы сами формируем свое окружение, а здесь мне было интересно.

Ты много ездишь по конференциям, по мероприятиям подобного рода, сильно iforum отличается от тех мероприятий, где ты бываешь обычно?

Я думаю, мероприятия подобного рода нужно сравнивать с мероприятиями подобного рода.

На моем выступлении сегодня присутствовало около 1000 человек (по крайней мере, по словам организаторов, столько было в зале стульев, и было видно, что много людей слушают доклад стоя).

Я недавно прилетел из Москвы, там было мероприятие для определенной группы журналистов, крупных общественных изданий и глянца ("Московская правда", "Московский комсомолец", "Гламур", "Домашний очаг") пришло, допустим, около двадцати человек. Потом я еду в другое место, где идет аудитория студентов. Меня вот пригласили выступить в июле в летнем лектории в школе журналистики и копирайтинга.

Все зависит от качества и глубины аудитории. И так же ты подстраиваешь свой доклад. То есть, если у тебя очень узкая аудитория, то ты его делаешь на эту аудиторию. Когда у тебя широкая аудитория, ты начинаешь говорить о том, что может быть полезно широкому кругу людей.

Почему я сегодня говорил про контент? Потому что это нужно всем. Я не говорил о контенте для интернет-магазинов, об этом я буду говорить 16 мая в Харькове на конференции “Face2Face”, где будет заинтересованная аудитория.

На самом деле неважно сколько людей в зале, самое главное, что они получили от твоего выступления.

На этот счет есть одна очень хорошая история:

«Мальчик после шторма ходит по берегу и забрасывает медуз обратно в море. К нему подходит человек и спрашивает:

— Зачем ты это делаешь? Все равно это не имеет значения, ты всех не спасешь. Мальчик берет в руки очередную медузу, закидывает ее в море и говорит:

— Для этой вот, имеет значение.»

Каждый человек, который находился в зале, каждый человек, которому ты что-то помог сделать, это тоже имеет значение, иначе смысл вообще все это проводить?