01.03.2019

Битва копирайтеров: широкий профиль

Судьба копирайтера: что лучше быть копирайтером-универсалом или специализироваться в узких нишах?

Стоит ли писать только продающие тексты или сделать своим УТП экспертные тексты, выбрать нишу «копирайтера для инфобизнеса», «маркетолога образовательных проектов» или «специалиста по коммерческим предложениям»? В этой или другой формулировке вы будете возвращаться к этому вопросу каждый раз, когда появится желание что-то изменить в работе, выйти на новый уровень доходов, привлечь новых клиентов.

Всегда ли узкая специализация – это путь к успеху и росту?

Как маркетолог я знаю все плюсы такого подхода. Легче найти целевую аудиторию, легче отстроиться от конкурентов, легче проработать «боли» потенциальных клиентов, легче собрать портфолио и рабочие инструменты для конкретной отрасли.

Но все плюсы хороши в теории, на практике начинаются минусы, и вот для меня они оказались более весомыми.

Причины быть копирайтером-универсалом

Я пришла в копирайтинг, как и многие коллеги, хватаясь за разные проекты и темы. Новые форматы текстов часто изучались сразу «в полях», в процессе выполнения нового заказа, и думать о собственном продвижении было некогда – разобраться бы с тем, что происходит вокруг.

И вот лет 5 назад я придумала себе нишу – тематику технологий, и около двух лет работала с клиентами из направлений интернет-эквайринг, телекоммуникации, CRM-системы, IP-телефония. Появились интересные проекты, понимание того как работать с «технарями» и вытягивать из них информацию, какие тексты нужны их читателям. Но в какой-то момент я просто проснулась и поняла: готова писать, что угодно, только не это.

Методом проб и ошибок я выбрала для себя путь копирайтера-универсала и вот три главных причины, почему мне это все еще нравится.

3D-подход к каждому проекту

Копирайтер-универсал предлагает клиенту комплексный подход. Задача контент-продвижения бизнеса не решается одним текстом, это всегда комплексная работа. Поэтому логично взять клиента в оборот и проработать все тексты.

Один раз вы погружаетесь в тему и бизнес и потом работаете с разными форматами текстов. Кстати, тема в копирайтинге – это не широкое понимание «тексты о бухучете», это маркетинговая информация, связанная с компанией, для которой вы пишете продающие и экспертные тексты. Поэтому погружение происходит именно на уровне компании.

Например, ко мне обратилась компания, которая выводила на рынок новый бренд растительных напитков, заменяющих молочную продукцию. Сначала им нужен был «первый шар» – лендинг. Потом к нему добавились:

  • тексты для многостраничного сайта,

  • статьи в блог,

  • тексты для полиграфии и упаковки,

  • сценарии видео-роликов.

Это комплексная работа, и она не о том, чтобы соединить слова в предложения, а о том, чтобы решить маркетинговую задачу правильным инструментом. Как вы будете его подбирать, если выбрали себе узкую специализацию по форматам текстов?

Копирайтер-универсал работает системно, понимая, как связаны разные тексты между собой на сайте, гостевых площадках, соцсетях. Работа с разными темами позволяет заимствовать способы продвижения, форматы, подходы и добавлять их в свою копилку, увеличивая экспертность с каждым проектом.

Поиск новых клиентов и забота о текущих

И если вы уже глубоко в теме в этом конкретном бизнесе после заполнения брифа и серии скайп-колов, как-то странно написать только коммерческое предложение, а дальше начинать искать нового клиента с новой маркетинговой ситуацией.

Предлагая одному клиенту тексты разных форматов, вы экономите время и силы на поиски новых заказчиков, переговоры, притирку, мучительное согласование первого текста и подходов к работе. А еще можно вспомнить о рисках нарваться на токсичных клиентов или тех, кто не платит.

И что интересно такой подход снимает боль клиента под названием «поиск копирайтера». А ведь для них это тот еще геморрой. Искать для каждого формата нового исполнителя и каждый раз проходить с ним все круги ада? Абсурдная ситуация, в которую копирайтер с узкой специализацией загоняет своих клиентов.

Дополнительный бонус – клиент рекомендует копирайтера-универсала своим знакомым из других сфер бизнеса. А какова вероятность, что он порекомендует «своего копирайтера» конкуренту, если вы работаете только с одной тематикой?

Сложный старт, выгорание и потолок

Свою специализацию (тему или формат) сложно выбрать на старте, пока нет опыта. А ведь она еще должна быть прибыльной и незабитой конкурентами.

На каком-то этапе это может быть оправдано, когда вы поняли, что тема востребована и зашла вам лично. Но не в начале карьеры копирайтера, когда вы еще не попробовали ничего. И потом приходит момент, когда вы упираетесь в потолок и нужно или масштабироваться, или расширять услуги – и опять узкая специализация начинает мешать.

А может оказаться, что несмотря на то, что в анамнезе у вас бухгалтерское образование и опыт работы, вам совершенно не хочется писать на эту тему. Зато вы увлечены психологией, и вместо того чтобы выдавливать из себя сухие тексты-инструкции по бухучету, готовы глубоко копать как журналист и работать над экспертным контентом.

Специализация – это всегда замедление роста в начале, более быстрое достижение потолка и отказ от интересных предложений.

Копирайтер-универсал – это всегда простор для маневра

История про выбор специализации напоминает мне школу, где все дети делятся на тех, кто уже в младших или средних классах знает, какие точно предметы нравятся, и тех, кто любит все предметы и не может выбрать, чему уделить больше внимания. Вот я была из вторых.

В конце концов, я просто боюсь, что из-за искусственно придуманного направления пропущу что-то интересное в жизни. А я люблю видеть жизнь с разных сторон, в разных красках, с сюрпризами и неожиданными вызовами. А ещё я люблю помогать людям от и до. Вот поэтому универсальный подход – это мой формат работы.

Но это история не про всеядность, а про открытость возможностям. Разные темы и форматы текстов – это свободная стихия. Да, я пишу не на все темы, но иногда приходят такие, которые я сознательно никогда бы не выбрала, а они оказываются полностью мои. Например, так я начала работать с бизнесом, помогающим наладить сотрудничество с Китаем, бухгалтерским аутсорсингом и сыроделием.

Я не эксперт, не профи в этих темах, но тут важно, что эксперты есть на клиентской стороне и они готовы к сотрудничеству. А я эксперт в своих задачах – использовании текстов для продвижения бизнеса. Точнее, разных текстов в разных каналах для разных сфер бизнеса.   

Разные проекты, разные сферы бизнеса, разные задачи, которые я решаю для клиентов от написания текста до комплексного продвижения бизнеса, делают работу разнообразной, постоянно дают толчок к развитию. Вникаешь, ковыряешься, ловишь инсайты, переносишь опыт с одного проекта на другой, и при этом ищешь новые подходы.

Вот это – жизнь, драйв и кайф. То, что мне нравится делать каждый день, и при этом называть себя просто копирайтером и контент-маркетологом без нишевания и искусственных надстроек УТП.

Правда в том, что только собственный опыт скажет, где ваша правда – в узкой специализации или в комплексном подходе. Попробуйте.

Алина Самульская-Холина

Копирайтер, контент-маркетолог, основатель «Лаборатория копирайтера»

Знаю, как связать тексты с маркетингом и продажами. Помогаю находить важные смыслы и выражать их при помощи текстов. Веду курсы по копирайтингу и писательскому мастерству.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на блоге WebPromoExperts.

Контент-маркетинг, Копирайтинг, Копирайтер
Вопросы и комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии