Артем Меликян, SEO-специалист отдела по работе с крупными проектами Netpeak, провел вебинар «Как правильно прописывать метатеги и заголовки».

Рассмотрели:

  • Главные моменты анализа ключевых запросов.
  • Как правильно прописать мета-теги Title, Description, H1, Keywords.
  • Что еще можно делать с запросами.
  • Какие действия нужно проводить регулярно.

Сегодня я расскажу как правильно заполнять метатеги и работать с семантикой.

Анализ ключевых запросов

analyze

Самое главное – это разобраться с типами запросов. Я думаю, все уже знают, что есть коммерческие, информационные, транзакционные, общие запросы. Важно определить для себя, какую цель несет ваш сайт или конкретная страница, чего вы хотите добиться и уже от этого отталкиваться, подбирая запросы.

Это очень важно, чтобы не распыляться на запросы, которые вам не нужны. Возможно, вы даже приведете пользователей по ним, а дальше что? Результата нет. То есть если у вас интернет-магазин, то вам нужны транзакции, продажи. Если люди придут по запросу «как долго служит айфон», то они вряд ли что-то купят. Хотя таких пользователей можно забирать себе на сайт, но не для страниц товаров и категорий.

Далее, надо определить насколько эти запросы релевантны для вашей страницы. Например, если это запчасти, насколько релевантно китайские они или оригинальные? В каждом отдельном случае нужно думать, рассчитывать, понимать.

На этом этапе также важно правильно распределить запросы по всем страницам. То есть взять страницу, для которой хотите прописать метатеги и оставить только те запросы, которые ей релевантны.

И уделить внимание на дубли запросов. Полностью идентичные отсортировать и убрать лишнее не будет проблемой. Но бывают и частичные дубли, когда слова в запросе поменяны местами, есть разные окончания, множественное число, другая форма слова. Такие неявные дубли тоже нужно исключать.

Потому что если вы в Title вставите «купить айфон», «купить айфоны» и «покупка айфонов» одновременно, то можно получить бан от поисковых систем со словами, что у вас спамный и неинформативный Title.

Таким образом, получаем для каждой страницы набор запросов, которые уникальны, не дублируются и строго релевантны для этой страницы.

Составление метатегов

Рассмотрим как прописать метатеги Title, Description, H1, Keywords.

Title

Title – это описание, которое влияет конкретно на ранжирование. То есть поисковые системы берут информацию из Title и смотрят, чему релевантна эта страница. Поэтому к составлению Title нужно подходить особо строго.

Как я думаю на волне изменений в SEO и развитии этой среды? Я стараюсь думать как поисковая система, чего бы я хотел, будь я создателем поисковой системы. Естественно, я бы хотел, чтобы пользователям моей поисковой системы было удобно и хорошо. Значит, я буду стремиться истребить из выдачи сайты, которые пытаются их обмануть и выдают нерелевантную информацию. Поэтому описывая свои страницы, думайте так же.

analyze2

Google рекомендует длину Title не более 12 слов. Но если у вас хорошее описание на 13 слов, это не очень критично. Хотя лучше не перебарщивать.

Видимая часть Title – 600 пикселей. Почему именно пискелей, а не количества символов или слов? Потому что разные символы и буквы имеют разную ширину. Допустим, у вас в Title есть «жи-ши». Это очень широкие буквы, которые занимают много пискелей. А слово Title состоит из трех узеньких буковок, которые занимают немного пикселей.

Когда я составляю метатеги, я не пытаюсь посчитать, сколько же там пикселей, я стараюсь просто адекватно составить описание.

В начало стараюсь поставить самый частотный запрос, который беру из семантики страницы. Например, «продвижение сайтов». Значит, начинаю Title с продвижения сайтов. Дальше можно использовать второй по частотности запрос, но тот, что подходит по смыслу. Если взять «раскрутка сайтов» или «раскрутка магазина», то это будет выглядеть глупо.

Страх использовать символы, точки, знаки и строчки – это отголоски старого SEO. Возможно, раньше поисковые системы видели точки и останавливались, то сейчас это не так страшно – если вам нужно точка или запятая ставьте. Лишь бы это было для человека и без каких-либо манипуляций.

Не нужно пытаться писать: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Это не совсем то, что нужно. Попробуйте написать более длинное предложение, не используя какую-то сложную пунктуацию.

Самое важное, что я сегодня буду говорить – это «для человека». То есть Title – это для человека, несмотря на то, что он не виден. Но он подтягивается в выдачу, в Title сниппета. Поэтому пишем «для человека».

Пишите так, чтобы это все-таки завлекало. Попробуйте представить себя на месте пользователя – чего он хочет, что он видит и что он получит. Это непросто. Может казаться, что вы составили отличный Title, но посетители могут все видеть по-другому. Поэтому попробуйте мыслить нестандартно.

Description

Здесь никакого влияния на ранжирование нет. По крайней мере, так говорят поисковые системы. Но в Description всегда нужно писать что-нибудь полезное, а не какой-то спам.

analyze3

Что хорошо работает? Первое – призыв к действию. По мнению одного моего коллеги, не надо пытаться задавать пользователю вопрос. То есть если человек ввел запрос «купить редиску» или «купить семена редиски», не спрашивайте у него «хотите купить семена редиски»? Человек уже ввел этот запрос, значит, он уже хочет. Это трата символов выдачи, сниппета, ненужный вопрос, который никак не привлекает пользователя.

Второе – это уникальное торговое предложение, то есть что-нибудь уникальное, что есть у вас на сайте. Если у вас нет ничего уникального, то я просто удивляюсь, как вы работаете. Очень сложно бороться с конкурентами. Подумайте, чем вы лучше? У вас самые низкие цены, самый лучший сервис? Привлекайте как-то.

Количество символов должно быть 150–200. Есть некоторые рекомендации, что можно от 100 до 300 символов. Тут вам поможет Search Console, в которой в разделе «Вид в поиске и оптимизация HTML» видно какие URL-ссылки содержат слишком длинное, короткое или дублирующееся описание.

В Description можно и нужно использовать символы Unicode, но с умом. Надо стараться как-то привлечь к себе внимание, подтягивать разные звездочки, фишечки.

Есть генератор сниппетов, но я не рекомендую оттуда просто брать и копировать описания. Выглядит это непривлекательно. Если человек адекватный, он на такое не кликнет.

На слайде ниже пример Title с интересным значком самолета – ненавязчиво и красиво. При этом в Description добавлено немножко призыва «Бронируйте бесплатно». То есть все то, о чем я говорил. И этот самолет на фоне других Title и Description будет привлекать внимание.

analyze4

Ну и опять же создавайте текст для человека. Не пытайтесь манипулировать, старайтесь призвать людей на свой сайт, креативте.

H1

H1 должен быть только один на странице. Как правило, он содержит другой по важности и частотности запрос или дублирует Title. Есть аргументы, что Title для роботов, а Н1 для пользователей, поэтому когда они дублируются, все в порядке.

analyze5

Но все же я рекомендую уникализировать и вписывать разные запросы: первый по частотности в Title, второй в Н1. И тогда вы охватите сразу несколько запросов и повысите ранжируемость.

Keywords

По поводу того, как их писать особо нечего рассказывать: 4–10 ключевых слов. Если вы хотите упростить себе жизнь, используя шаблоны, можно просто брать все слова из Title без повторений в единственном числе и записывать через запятую с маленькой буквы. И все. Но главное, не перебарщивать. Я видел очень крутые сайты, у которых Keywords это просто обилие спама. Не надо так делать.

analyze6

Многие давно уже решили, что их, вообще, не надо писать. Спасибо нашему любимому Мэтту Каттсу (Matt Cutts), который сказал:

analyze7

Но в альтернативу ему Яндекс говорит обратное.

analyze8

Кто прав, непонятно.

analyze9

Шаблоны

Ручные мета всегда лучше шаблонов, потому что шаблоны никогда не будут такими уникальными, как ручные метатеги. Это как роботы и люди. Роботы круты, но любой человек уникальный и более интересный.

analyze10

Но если у вас много страниц, категорий, подкатегорий, пересечений фильтров, пишите шаблоны. При этом используйте больше переменных: добавляйте категории, локации, области, города, номера страниц, идентификаторы товара. Попробуйте составить шаблоны для определенного типа страниц.

То есть чем детальнее вы можете проработать шаблон, тем лучше.

Когда шаблон составлен, обязательно проверьте как переменные между собой согласовываются. Потому что если все это будет выглядеть рупорно и не по-человечески, это не понравится пользователям.

Дополнительная работа с запросами

Что можно сделать с запросами еще?

analyze11

Когда вы взяли основные запросы и разделили по Title, Н1, Description и Keyword, переходите к низкочастотным по вашей тематике и добавляйте их в текст на страницу.

В том же Яндексе такие низкочастотные запросы являются частью запросов с длинным хвостом и очень хорошо ранжируются. Поэтому не бросайте их, мол, это низкочастотные или нулевки, которые никому не интересны. Нет, это как раз те запросы, которые нужны вам.

Можно сделать перелинковку, используя эти же запросы. То есть берете все эти неиспользованные запросы (их там будет целая пачка) и добавляете в сервисы перелинковки или расставляете вручную. Если вручную, то расставляете по приоритетности: сначала самый частотный из неиспользованных, потом среднечастотный и т. д. Но желательно, чтобы это выглядело естественно, «для людей».

И применяйте их во внешней оптимизации.

Покажу один примерчик, как это выглядело, когда мы оптимизировали сайт «Узбекистан».

analyze12

Были собраны запросы, как я говорил выше. SEO-специалист их проанализировал, отсортировал и самые частотные фразы, название бренда, сайта добавил в Title. Чтобы составить Description, пришлось немного покреативничать. В Н1 добавил вторую по частотности фразу. В SEO-текст добавил Description, чтобы облегчить работу конкретно нам и программистам. Но в SEO-текст можно вписывать что-то свое.

Регулярные работы

По регулярным работам расскажу как действуем мы. А вы подумайте, использовать это или нет.

Есть страница, основные запросы на эту страницу, частотность этих запросов. Мы регулярно проверяем частотность, чтобы сравнить как меняется тренд, собираем позиции.

Мы используем такое понятие, как «маркерные фразы». Например, есть запрос «инструмент» с высокой частотностью, но с позицией в одной из поисковых систем хуже, чем надо.

analyze13

Значит, с этим запросом нужно поработать. Возможно, его нет в Title, или он там не на первом месте. Может стоит добавить его еще куда-нибудь в описание, SEO-текст, ссылку. Обновляем Title, используя эти маркерные фразы. Через какое-то время проверяем, какие есть изменения. Кстати, маркерные фразы часто меняются, особенно в Яндекс. Поэтому мы постоянно с ними работаем – изменяем, анализируем, экспериментируем, чтобы страницы изменяли свои позиции и поднимались в ТОП.

Тестируем также и сниппеты Description. Прописываем для важных страниц Description, смотрим CTR по Google Search Console – кликают, не кликают. Если не цепляет, добавляем другие символы в Unicode, микроразметку.

То есть мой вам совет: постоянно анализируйте результат, определяйте, что у вас получилось лучше всего и записывайте это себе на будущее. Иначе вся работа не стоит и гроша.

Даже если у вас получилось что-то хорошее, а вы не зафиксировали, то через какое-то время вы забудете об этом.

Регулярно проверяйте частотность запросов. Тренды постоянно меняются и вы должны быть в курсе, чтобы ваши метатеги и описания вашей страницы были релевантны и актуальны.

И помните, важно не количество запросов, а охват.

В зависимости от тематики, охват – разное понятие. Где-то охват – это 10 запросов, где-то охват – это 1 млн запросов. Поэтому постоянно работайте над вовлеченностью посетителей.

И последнее. Позиции не важны, важен результат.

Позиции важны на промежуточном этапе, их можно фиксировать и на их основании делать какие-то выводы. Но позиции – это не результат. Они могут принести вам кучу трафика, но не будет никакого результата.

Я говорю очевидные вещи. Но чтобы их не забывать, надо говорить об этом вслух.

analyze14

Спасибо за внимание.

Если вы хотите научиться оптимизировать сайты и стать суперменом-сеошником, то можем предложить курс «SEO-оптимизация: продвижение сайтов в поисковых системах». После курсов проведете аудит сайта и создадите стратегию продвижения. Научитесь анализировать конкурентов, сформируете семантическое ядро. Прогнозируя результаты продвижения, сможете оптимизировать бюджет. Привлекательно? Записывайтесь!

ЗАПИСАТЬСЯ